В последние полтора года цены на автомобили в России заметно увеличились. Тому способствуют как общие инфляционные процессы, так и сложности с поставкой новых авто на розничный рынок. Последнее же обусловлено недостатком предложения, который вызван резким снижением количества импортных автомобилей из-за санкций и сложных схем параллельного импорта.
Подобными сложностями зачастую пользуются автодилеры, которые не только завышают цены на новые и даже подержанные автомобили, но и отказывают в их продаже без обязательного приобретения дополнительных товаров и услуг. Подобная практика является необоснованной, поскольку навязывание «допов» противоречит нормам действующего законодательства.
Какие товары и услуги могут быть навязаны в автосалоне?
К «допам», без приобретения которых менеджер может отказать в продаже авто, чаще всего относятся:
- Дополнительное оборудование (коврики, накладки на пороги, бамперы и так далее).
- Услуги (страхование жизни и здоровья, КАСКО, карты техпомощи).
Следует отметить, что предлагать подобные услуги и товары продавец имеет полное право. В свою очередь, покупатель, исходя из собственных потребностей и финансовых возможностей, может как согласиться на их приобретение, так и отказаться от них. Включение в договор дополнительных пунктов, связанных с покупкой тех или иных товаров и услуг без согласия одной из сторон, является неправомерным.
Однако автодилеры пользуются различными ухищрениями, пытаясь навязать ненужные услуги и товары покупателям, вводя их в заблуждение. В результате цена автомобиля со всеми «допами» может вырасти на десятки или даже сотни тысяч рублей по сравнению с изначальной.
Одной из наиболее частых уловок недобросовестных дилеров является отказ в продаже автомобиля без дополнительных услуг. Однако он не является правомерным. Так, пункт 5 части 2 статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» определяет, что условия, которые обуславливают приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других товаров или услуг являются недопустимыми и, как следствие, не могут быть включены в договор. Кроме этого, статья 426 Гражданского кодекса РФ гласит, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не вправе отказывать в заключении публичного договора, коим по определению и является договор купли-продажи транспортного средства.
Что делать, если товар или услуга были навязаны?
Если покупатель считает, что услуги или товары ему были навязаны, он вправе вернуть за них деньги.
Так, в первую очередь, ему следует составить и направить в адрес продавца письменную претензию. Как правило, на ее рассмотрение у получателя имеется 30 дней. Если же ответ от продавца не поступил, либо он отказывается возвращать деньги, то покупатель может обратиться в суд за защитой своих прав.
Важно! Досудебный порядок урегулирования спора по делам, вытекающим из отношений, связанных с нарушением прав потребителей, является строго обязательным.
Для обращения в суд покупателю следует составить исковое заявление, определиться с требованиями к ответчику и суммой штрафа. Заявление направляется в суд вместе с сопутствующими документами: договор купли-продажи, копия претензии, доказательства направления претензии продавцу и так далее.
Как правило, суды рассматривают подобные дела в пользу потребителей. Однако ждать возврата денежных средств в таком случае приходится довольно долго. В связи с этим, еще на этапе приобретения автомобиля необходимо озаботиться защитой своих интересов при совершении сделки. В этом может помочь квалифицированный юрист, который проведет необходимые консультации, а также осуществит правовое сопровождение купли-продажи.
Доверьте решение своих правовых вопросов нам!
Наши квалифицированные юристы окажут Вам качественную, профессиональную помощь и поддержку! Звоните нам по тел.+7(831) 42-48-000 и мы оговорим интересующие Вас какие-либо моменты. Если Вы сейчас не можете с нами связаться, то закажите совершенно бесплатно обратный телефонный звонок или отправьте нам письменное сообщение здесь. В ближайшее время наши юристы Вам перезвонят, или ответят по эл. почте.
Обращайтесь, мы рады каждому клиенту!